Valery Obukhovich (oldman_va) wrote in aeronavtika,
Valery Obukhovich
oldman_va
aeronavtika

История воздухоплавания. Избранное. Военное воздухоплавание, ч.1.

Оригинал взят у oldman_va в История воздухоплавания. Избранное. Военное воздухоплавание, ч.1.

Аэростаты, как шарльеры, так и монгольфьеры, активно применялись во многих войнах  конца XIX-го столетия. Так, в составе французской военной экспедиции в Тонкин (Ханой) в 1884–85 гг. действовал воздухоплавательный отряд, в штате которого были два офицера (капитан Арон и лейтенант Жюльен), пять унтер-офицеров, восемь капралов и 28 солдат. На вооружении отряда состояли два воздушных шара. Один из них применялся для наблюдения за передвижением китайских войск (говорят, что при подъеме аэростата в воздух китайские солдаты в панике разбегались, чем с выгодой для себя пользовались французы), а второй служил для хранения подъемного газа, и подпитки основного аэростата.
Во время второй французской экспедиции на остров Мадагаскар в 1894—1895 гг., которая была организована в связи с отказом малагасийского правительства согласиться на прямой протекторат Франции, ограничивающий самостоятельность местной власти, использовался наблюдательный аэростат. Экипаж аэростата был набран из плантаторов, поддерживающих французские войска.


Есть упоминание об использовании аэростатов союзными войсками при подавлении восстания Китае в 1900—1901 гг., в течение испано-американской войны 1898—1899 гг., а так же англо-бурской войны и т. д.


Вторая половина XIX-го века характеризуется  созданием регулярных армейских и морских воздухоплавательных подразделений. В одном из пунктов декрета Парижской Коммуны говорилось о формировании «роты военных и гражданских воздухоплавателей» под командованием гражданина Дюруфа. Вслед за этим была создана Комиссия воздушных сообщений, в состав которой вошли: полковник Лосседа, капитан де ла Гей и известный специалист в области воздухоплавания, конструктор дирижаблей Шарль Ренар (1847–1905 гг.). Главной задачей Комиссии была разработка проекта организации военного воздухоплавания во Франции. Члены Комиссии много экспериментировали с воздушными шарами, отрабатывая их конструкцию применительно к решению военных задач. В одном из испытательных полетов была сильно повреждена оболочка аэростата, и только решительные и умелые действия экипажа, а ими были все члены Комиссии, предотвратили трагедию, когда аэростат стал падать с высоты 250 м.


Вскоре план организации военного воздухоплавания был одобрен военным министром, генералом Берто. В распоряжение созданного Центрального воздухоплавательного парка были переданы обширные постройки Шале-Медона, а также ассигнованы значительные финансовые средства на обустройство цехов по производству аэростатов, физических и химических лабораторий, метеостанции, завода по выработке подъемных газов и ангаров для хранения воздухоплавательной техники. В 1879 г. командиром Центрального воздухоплавательного парка был назначен капитан Поль Ренар (1854?–1910 гг.), брат Шарля Ренара. Следом был сформирован 1-й полевой воздухоплавательный парк, который блестяще показал себя во время больших маневров французской армии в 1880 г. Это послужило толчком для создания целого ряда полевых и крепостных (Верден, Эпиналь, Туль, Белфор) воздухоплавательных парков.


Воздухоплавательное имущество полевых и крепостных парков состояло из двух привязных аэростатов объемом 530 м3, способных поднять двух наблюдателей на высоту 500 м, и одного вспомогательного аэростата объемом 260 м3 для одного наблюдателя. Крепостные парки дополнительно имели свободные аэростаты объемом 900 м3, предназначенные для связи с внешним миров в случае осады крепости. Подъем и опускание привязных аэростатов производился с помощью механических или паровых лебедок. Для наполнения оболочек в полевых условиях служили перевозные генераторы газа системы Ренара-Иона, способные выдавать до 300 м3 газа в час. Позже газ стал доставляться к месту назначения в баллонах под давлением до 200 атм.


На вооружение британской армии аэростаты впервые поступили в 1878 г., когда под руководством капитанов Гарольда Ли (1850?–1910 гг.) и Джеймса Темплера (1846–1924 гг.) в арсенале Вурвича (Лондон) было организовано их производство. Уже 23 августа 1878 г. первый армейский аэростат «Пионер» (283 м3) был поднят в воздух. В 1879 г. Темплеру было поручено создание воздухоплавательной школы в Чатаме.  В следующем году был организован воздухоплавательный отряд и вторая школа в Альдершоте. И, наконец, в 1884 г. все воздухоплавательные подразделения и школы были сведены в Центральный парк, командование которого базировалось в Чатаме.


Военное воздухоплавание Англии имело свои особенности, и было приспособлено, главным образом, к ведению колониальных войн. Оторванность от метрополии с ее неограниченными материальными ресурсами, огромные расстояния и отсутствие удобных путей сообщения чрезвычайно затрудняли транспортировку необходимого для нормального функционирования воздухоплавательных частей специфического оборудования и материалов. Поэтому все усилия конструкторской мысли были направлены на то, чтобы упростить и облегчить воздухоплавательное имущество.



С этой целью англичане отказались от использования громоздких передвижных газогенераторов, и первыми стали применять (в 1880 г.) наполнение аэростатов газом, хранящимся под высоким давлением в перевозных стальных баллонах. Этот метод быстро доказал свое преимущество в боевых условиях, позволяя наполнить оболочку аэростата за 20 минут. Газогенераторы справлялись с этой задачей минимум за четыре часа. Следует иметь ввиду, что стационарные газогенераторы выдавали более качественный водород, что увеличивало время эксплуатации аэростата между заправками.


Объем оболочки военных аэростатов был сведен к минимуму и составлял 240–290 м3. Материалом для изготовления оболочек служил бодрюш, что резко снизило вес аэростата. Правда, бодрюш был сравнительно непрочным материалом, поэтому надежность и безопасность английских аэростатов оставляла желать лучшего. Кстати, производство бодрюша для британской армии организовал немецкий предприниматель Вейнлинг, который по приглашению Темплера перебрался в Лондон и вскоре монополизировал это дело.

Английское военное воздухоплавание начало свой боевой путь в 1885 г., приняв участие в колониальных войнах, которые развернулись в Африке.  В 1885 г. одна воздухоплавательная рота, имея на вооружении три аэростата, приняла участие в военной экспедиции в Бечуаналенд (с 1966 г. государство Ботсвана), который подвергся англо-бурской колонизации, и где развернулись боевые действия с местными племенами. Работы у воздухоплавателей было не много, если не считать несколько подъемов на привязном аэростате «Херон» (383 м3) командующего экспедиционными силами генерала Чарльза Уоррена, который мгновенно оценил достоинства воздушной разведки.


В этот же год другая рота под командованием Темплера была отправлена в восточный Судан, где разрасталось антибританское и антиегипетское восстание. Однако из-за недостатка водорода и отсутствия должного оснащения удалось подготовить к работе только один аэростат (200 м3), который, к тому же, не успел к началу боевых действий, а затем никак не мог догнать наступающие войска.
В 1889 г. военные воздухоплаватели впервые приняли участие в больших армейских маневрах, выполняя как свободные разведывательные полеты, так и в привязном состоянии наблюдая за передвижением войск и корректируя огонь артиллерии. Отмечая заслуги военных аэронавтов, по окончании маневров командование удостоило их чести пройти в парадной колонне.

Наибольшего успехов армейское воздухоплавание добилось во время военной кампании в Трансваале (1899–1902 гг.), в которой действовали три воздухоплавательных отряда. Первый был придан армии лорда Метуэна и помог англичанам раскрыть военную хитрость генерала Кронье, соорудившего неподалеку от своих позиций ложные, которые английские артиллеристы безуспешно обстреливали в течение нескольких дней. В результате войска Кронье были разгромлены, а он сам взят в плен.


Второй отряд, находящийся в Ледисмите, эффективно работал во время осады этого города бурами. 29 дней подряд привязные аэростаты поднимались в воздух над окруженным городом, сообщая на землю важные данные о передвижении войск противника. Ценность этих сообщений во много крат была увеличена тем обстоятельством, что позиции буров были расположены на сильно пересеченной местности и могли быть обнаружены только с аэростата. Наконец, третий отряд отличился во время наступления на Кимберлей и Мефекинг, где один из аэростатов в течение 13 дней обеспечивал английские войска ценной информацией.

В 1903 г. Темплеру был присвоен чин полковника, и он был назначен командиром Королевского воздушного исследовательского центра в Фарнборо, в котором в течение 1905-1906 гг. были выработаны рекомендации для реорганизации всех военно-воздушных сил, отвечающих требованиям на то время современной войны.


Откровенно говоря, немецкое военное командование не впечатлилось работой французских воздухоплавателей во время франко-немецкой войны 1870-71 гг. Мобилизационные планы не предусматривали развертывания воздухоплавательных частей, так как от их участия в маневренной войне не ждали никакой пользы.

Этому обстоятельству в немалой степени  поспособствовал и первый собственный неудачный опыт использования аэростатов при осаде Страсбурга в 1870 г. Известный уже нам английский аэронавт Генри Коксвелл по приглашению прусского военного командования прибыл в конце августа 1870 г. в Кельн, где провел с использованием двух своих аэростатов экспрессобучение воздухоплавательному мастерству небольшой группы армейских офицеров и работников местной железной дороги, призванных на службу в армию. Получив причитающийся ему гонорар, и выгодно продав военному ведомству аэростаты, Коксвелл вернулся в Англию. В середине сентября наспех сколоченное воздухоплавательное подразделение было переброшено под стены Страсбурга. Однако в боевых действиях воздухоплаватели участия не приняли по причине полной профессиональной непригодности и отсутствия необходимого снаряжения. 10 октября 1870 г. часть была расформирована.


Робкие попытки в последующие годы некоторых прогрессивно настроенных офицеров обратить внимание на этот зарождающийся вид вооружения были решительно пресечены самим Бисмарком, который просто впадал в ярость при малейшем упоминании о воздушных шарах. Дело сдвинулось с мертвой точки, когда инженерный отдел прусского военного министерства подготовил в 1882 г. доклад об эффективном использовании на больших маневрах французской армии привязных воздушных шаров для корректировки артогня.

Целый год в недрах военного министерства шли жаркие споры о целесообразности и путях развития военного воздухоплавания. Наконец, в мае 1884 г. был создан воздухоплавательный отдел, а в Берлине была образована образцовая воздухоплавательная станция. Ситуация была не простой. Дело в том, что в военных ведомствах Германии напрочь отсутствовало производство аэростатов и другого сопутствующего снаряжения и инвентаря. Первостепенной задачей воздухоплавательного отдела и образцовой станции было в кратчайшие сроки наладить изготовление воздушных шаров, а также организовать производство стационарного и передвижного газогенерирующего оборудования.

18 марта 1886 г. объединенная комиссия генерального штаба, военного министерства и воздухоплавательного отдела выработала документ, согласно которому привязные аэростаты должны были базироваться предпочтительно в крепостях и (в обоснованных случаях) в полевых условиях. Для использования в полевых условиях предлагалось организовать восемь мобильных воздухоплавательных отрядов (по одному на каждую армию) и 17 крепостных станций. Общее руководство воздухоплавательными частями возлагалось на железнодорожное управление военного министерства. Для оперативной подготовки наблюдателей и специалистов предполагалось организовать воздухоплавательную школу (создана в 1894 г.), куда должны быть командированы офицеры из разных родов войск.


В мае 1886 г. первые прусские воздухоплавательные отделения начали отрабатывать учебные задачи по корректировке артиллерийского огня, разведке и наблюдению за передвижением войск. С 1889 г. воздухоплаватели регулярно с большим успехом участвовали в ежегодных императорских учениях войск. Мобильные полевые воздухоплавательные отряды были снабжены повозочным обозом и обладали подвижностью тяжелой батареи; они имели на вооружении  один аэростат, но в период позиционной войны предполагалось оснастить каждый отряд двумя аэростатами. Окончательное формирование воздухоплавательных частей было завершено в 1897 г., когда они были переподчинены непосредственно генеральному штабу, что способствовало поднятию авторитета воздухоплавателей и усилению их взаимодействия с другими родами войск. В 1890 г. учебное воздухоплавательное отделение было организовано в баварской армии в Мюнхене.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments